ТАЙНАЯ ДОКТРИНА (Е.П.БЛАВАТСКАЯ)


Предыдущая статьяСодержание Следующая статья








И несмотря на то, что кометы и метеоры почти во всех отноше-ниях являют собою «еще не вполне понятые явления», тем не менее, по мнению приверженцев современной науки, они повинуются тем же законам и состоят из той же материи, «как солнце, звезды и туманности», и даже, как «Земля и ее обитатели» .
В целой серии научных работ по астрономии и по теории туманностей, написанных между 1865 и 1866 годами, автор этого труда, скромный новичок в науке, насчитала в несколько часов не менее тридцати девяти противоречивых гипотез, предложенных в объяснение самозарождающегося, первичного, вращательного движения небесных тел.
Также, что тяготение есть закон, который ничто не может нарушить, но который, тем не менее, постоянно при всяком удобном и неудобном слу-чае нарушается самыми обыкновенными земными или небесными телами, – например, хвостами дерзких комет.
Следовательно, говорят нам, когда масса космической или туманной материи, – природа которой со-вершенно неизвестна, и которая может находиться в состоянии расплавления (Лаплас) или быть темной и холодной (Томсон), ибо «это вмешательство теплоты само по себе есть чистая гипотеза» (Файэ), –когда эта масса решает выявить свою механическую энергию в форме вращения, она действует следующим образом: она (масса) или разрывается, вне-запно воспламеняясь, или же остается инертною, темною и холодною, причем оба состояния одинаково способны уст-ремить ее без всякой соответствующей причины к вращению в пространстве на миллионы лет.
После этого будем ли мы удивляться, если ученые мистики, набожные римско-католики и даже такие ученые астрономы, какими были Шобар и Годефруа , предпочитали Каббалу и старинные системы современному, ужасному и противоречивому описанию Вселенной?
Если на Земле существует что-либо подобное прогрессу, наука рано или поздно вынуждена будет волей-неволей отказаться от таких чудовищных идей, как ее физические, самоуправляющие законы, лишенные души и духа, и должна будет тогда обратиться к оккультным учениям.
Атомы, Эфир, сама Эволюция – все пришли в современную науку из древних представлений и все основаны на понятиях архаических народов.
Это не значит, что Оккультизм имел когда-либо те же взгляды на Материю, Атомы и Эфир, которые могут быть найдены в экзотерических писаниях грече-ских классических авторов.
Фарадей, Боскович и все другие, кто видят в атомах и молекулах «центры силы», и в соответствующем элементе Силу, которая есть сущность сама по себе, может быть, гораздо ближе к истине, нежели те, кто обвиняя их, обвиняют в то же время «старую корпускулярную теорию Пифагора» 553] – теорию, кстати, перешедшую в потомство совсем не в том виде, как действительно преподавал ее великий философ – на том основании, что «она создает иллюзию, что вооб-ражаемые элементы материи могут быть понимаемы, как отдельные и реальные сущности».
Главная и самая губительная ошибка и заблуждение, сделанные наукою, с точки зрения оккультистов, заключа-ется в мысли о возможности существования в Природе такой вещи, как неорганическая или мертвая Материя.
Кусок дерева или камня неподвижен и непроницаем во всех отношениях, тем не менее, в действительности, его частицы находятся в беспрестанной, вечной вибрации, которая так быстра, что для физического глаза тело кажется абсолютно лишенным движения;
Но Субстанция в метафизике не есть Материя и, как аргумент, можно допустить, что здесь употреблено неправильное выражение.
Выражаясь на оккультном языке, правильнее было бы сказать, что эта «Сила-Субстанция» есть вечно деятельный, феноменальный, положительный Эфир-Пракрити;
Ибо это «ипостатное полу-понятие», с точки зрения всех других физиков, является не только невесомым, но лишенным силы сцепления, химической, тепловой, электрической и магнетической силы, тогда как – согласно Оккультизму, – Эфир есть Источник и Причина всех этих сил.
Ибо Эфир в Эзотеризме есть самая квинтэссенция всей возможной энергии и, несомненно, этому универсальному посреднику (состоящему из многих посредников) обязаны все проявления энергии в материальном, психическом и духовном мире.
В физике Сила определяется, как то, «что изменяет или стремится изменить физическое соотношение между телами, будь-то ме-ханическое, тепловое, химическое, электрическое, магнетическое и пр.
Один опытный оккультист, проверивший всю серию Нидан, причин и следствий, ко-торые заканчивают проявление своего последнего следствия на этом нашем плане манифестаций, и проследивший ма-терию до ее нумена, придерживается мнения, что объяснение физиков тождественно наименованию гнева или его след-ствий – восклицаний, вызванных им – секрецией или флюидом, а человека, причину его, материальным проводником его.
Так называемая инерция есть Сила, со-гласно Ньютону и для изучающего эзотерические науки, величайшая из оккультных сил.
Никто не будет отрицать, что Сила, будь это тяготение, электричество или какая-либо иная Сила, существую-щая вне тел и в открытом пространстве – будь-то Эфир или пустота – должна быть чем-то, а не просто ничем, если ее представить отдельно от массы.
Каково бы ни было ее буду-щее наименование, но утверждение, что Сила не заключается в атомах, но лишь «в пространстве между ними», может быть довольно научно, тем не менее, оно неверно.
Для оккультиста это равносильно утверждению, что вода не заклю-чается в каплях, из которых состоит океан, а только в пространстве между ними!
Рассматривая ее, как «независи-мую субстанциальную сущность», теория протягивает дружескую руку Оккультизму, тогда как странная, противоречи-вая идея, что она «относится к материи не иначе, как своею способностью воздействия на нее» , приводит физическую науку к самым нелепым противоречивым гипотезам.
«Тогда как абсолютное равенство первоначальных единиц массы есть, таким образом, существенная часть самих основ механической теории, вся современная наука химии основана на принципе, прямо-противоположном этому – принципу, о котором недавно было сказано, что «он занимает», в химии то же самое место, какое закон тя-готения занимает в астрономии» .
Ибо, если предположение об атомах различного удельного веса считается абсурдом, на основании атомиче-ской теории в физике, и если химия, тем не менее, основываясь, именно, на этом самом предположении, встречается с «безошибочными экспериментальными доказательствами» при образовании и преобразовании химических соединений, то становится очевидным, что, именно, атомо-механическая теория не может 559] быть отстаиваемой, объяснение по-следней, что «разница в весе есть только разница в плотности, а разница в плотности есть только разница в расстоянии между частицами, содержащимися в данном пространстве», не имеет реальной ценности, ибо, прежде чем физик смо-жет утверждать в защиту своего аргумента, что – «так как в атоме нет множественности частиц и нет пустого простран-ства, следовательно, разница в плотности или весе атомов невозможна», он должен прежде знать, что есть атом в дейст-вительности, а это как раз то, чего он не может знать.
Как может она поддерживать свою позицию и свои гипотезы против позиции и гипотез оккуль-тистов, которые видят в тяготении лишь симпатию и антипатию, или притяжение и отталкивание, причиняемые физи-ческой полярностью на нашем земном плане и духовными причинами вне этого влияния?

<< < [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83/329][84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] > >>


Предыдущая статьяСодержание Следующая статья



Copyright © 2004 Berkan

Ukraine, Odessa