ТАЙНАЯ ДОКТРИНА (Е.П.БЛАВАТСКАЯ)


Предыдущая статьяСодержание Следующая статья








Сами философы должны были быть по-священы в мистерии познавания, прежде чем они могли усвоить правильную мысль древних об этом чрезвычайно ме-тафизическом предмете.
Например, когда он называет «Первопричину», «Непознаваемым», «силою, проявляющейся посредством фено-менов», и «беспредельной, вечной энергией», становится ясно, что он понял лишь физический аспект Тайны Бытия – лишь энергию Космической Субстанции.
Божественную Мысль нельзя ни определить, ни объяснить ее значения иначе, как через бесчисленные проявле-ния Космической Субстанции, в которой мысль эта ощущается духовно теми, кому это доступно.
Сказать это, после того как она была определена, как Неведомое Божество, отвлеченное, безличное, бесполое, находящееся в корне каж-дой Космогонии и ее последующей эволюции, – равносильно тому, что ничего не сказать.
Его место обозначено в древних примитивных, символических начертаниях, где, как уже было показано, оно представлено в виде беспредельной тьмы, на поверхности которой появляется первая белая цен-тральная точка – символизирующая соравный и совечный Дух-Материю, появляющийся в феноменальном мире до сво-ей первой дифференциации.
К «Духу» относится каждое проявление сознания, рефлективное или непосредственное, и «бессознательная преднамеренность» – согласно современному выражению, употребляемому в так называемой западной философии – проявляющаяся в Жиз-ненном Начале и в подчинении Природы великому порядку Непреложного Закона.
«Материя» должна рассматриваться, как объективность, в ее чистейшей абстракции, как самосущая основа, семеричные манвантарические дифференциации которой составляют объективную реальность, стоящую за проявлениями всех фазисов сознательного существования.
Манвантарический Импульс начинается с новым пробуждением Космического Представления Вселенского Ра-зума, совместно и параллельно с первичным возникновением Космической Субстанции – последняя является 350] ман-вантарическим проводником первого – из недифференцированного пралаического состояния.
Тогда Абсолютная Муд-рость отражается в своем Представлении, которое, посредством трансцендентального процесса, превосходящего чело-веческое сознание и не понятного ему, выявляется в виде Космической Энергии, Фохата.
Вибрируя в лоне инертной Субстанции, Фохат вызывает ее к деятельности и руководит ее первичными дифференциациями на всех семи планах Космического Сознания.
Таким образом, существуют Семь Protyl – как их теперь называют – тогда как арийская древ-ность именовала их Семью Пракрити или Природами, – образующими, по отдельности, относительно однородные ос-новы, которые в течение всевозрастающей разнородности в эволюции Вселенной, дифференцируются в чудесную сложность, представляемую явлениями на планах познавания.
Слово «относительно» употреблено намеренно, ввиду того, что само существование такого процесса, дающего в результате первичную сегрегацию недифференцированной Космической Субстанции на семеричные основы эволю-ции, заставляет нас рассматривать Protyl каждого плана лишь как промежуточную фазу, принимаемую на себя Суб-станцией при ее переходе из абстрактности в полную объективность.
Наименованием Protyl мы обязаны Круксу, вы-дающемуся химику, давшему этот термин «pre-matter», если можно так назвать первичную и чисто однородную суб-станцию, подозреваемую, если еще и не найденную фактически наукою, в конечном составе атома.
Сказано, что Космическое Представление не существует во время периодов Пралайи, по той простой причине, что нет никого и ничего, что бы могло воспринять его воздействие.
А так как материя, существующая помимо восприятия, являет-ся лишь отвлеченностью, то оба эти аспекта Абсолюта – Космическая Субстанция и Космическое Представление – вза-имно зависят друг от друга.
Строго говоря, во избежание путаницы и ошибочного представления, термин «Материя» должен быть применен к совокупности предметов, доступных восприятию, а термин «Субстанция» к Нуменам;
ибо на-сколько феномены нашего плана являются созданиями воспринимающего Эго – 351] видоизменениями его собственной субъективности – постольку все «состояния материи, являющие совокупность воспринимаемых объектов», могут иметь лишь относительное и чисто феноменальное существование для сынов нашего плана.
Но из этого вовсе не следует, что то же самое происходит и на всех остальных планах, что совместное действие Субъекта и Объекта на плане их семеричной дифференциации дает в результате семеричный агрегат феноменов, также несуществующих per se, хотя они и являются конкретными реальностями для Существ, в круг опыта которых они вхо-дят, точно так же как скалы и реки вокруг нас реальны с точки зрения физика, хотя они и представляют нереальные ил-люзии чувств в глазах метафизика.
С точки зрения высшей метафизики, вся Вселенная, включая и богов, есть Иллюзия (Майа).
через более утонченную дифференцированную ткань (шестое состояние материи) Буддхи – имеющее своей основой опыт Манаса – оно изливается потоком Духовной Интуиции.
Но лишь ко-гда Единое сольется со Всем, на нашем ли плане или на каком-либо другом, и Субъект и Объект одинаково исчезнут в абсолютном отрицании Нирванического состояния – отрицания, опять-таки, лишь с точки зрения нашего плана – тогда только достигнута будет вершина 352] Всеведения, Познания Вещей самих в себе, и мы подойдем к разрешению еще более страшной загадки, перед которой даже Высочайший Дхиан-Коган должен преклониться в молчании и неведении перед – Несказуемой Тайной того, что именуется ведантистами Парабраманом.
Даже говорить о Космической Мыслеоснове – исключая ее феноменального аспекта – равносильно попытке закупорить в бутылку первичный Хаос или же наклеить печатный ярлык на Вечность.
Во вступительных предложениях Книги Бытия и в халдейской Космогонии, в Пуранах Индии и в Книге Мертвых Египта – всюду с нее начинается цикл манифестации.
«От Разума (называемого Махат в Пуранах), в соединении с Неведением (Ишварой, как личным Божест-вом), при помощи его устремленной силы, в которой преобладает качество неподвижности (тамас, бесчувствие) происходит Эфир.
Таким образом становится ясно, что не этот Эфир, – возникший при четвертой стадии от излучения «Разума, со-единенного с Неведением» – является высоким Началом, Божественной Сущностью, обоготворяемой греками и лати-нянами под наименованием «Отец, Всемогущий 353] Эфир» (Pater Omnipotens ?

<< < [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53/329][54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] > >>


Предыдущая статьяСодержание Следующая статья



Copyright © 2004 Berkan

Ukraine, Odessa