ТАЙНАЯ ДОКТРИНА (Е.П.БЛАВАТСКАЯ)


Предыдущая статьяСодержание Следующая статья








Но это не меняет факта, что она содержит несколько ошибочных понятий и тем внушила многим теософам и читателям ложные представления о восточной Тайной Доктрине.
«Человек» – труд, опубликованный позднее, явился попыткою представить архаическую доктрину с более иде-альной точки зрения, пояснить несколько видений из Астрального Света и передать некоторые учения, частично соб-ранные из мыслей Учителя, но к сожалению ошибочно понятые.
Этот труд также говорит об эволюции ранних Рас че-ловечества на Земле и содержит несколько прекрасных страниц философского характера.
Эзотерическая космогония вообще и эволюция человеческой Монады в особенности настолько существенно различаются в этих двух книгах и в других теософических трудах, самостоятельно написанных начинающими, что ста-новится невозможным продолжать настоящий труд без особого упоминания этих двух ранних томов, ибо оба имеют значительное количество поклонников – в особенности «Эзотерический Буддизм».
Утверждалось, что Готама Будда был человеком «Шестого Круга», то-гда, как Платон и некоторые другие из великих философов и умов принадлежали к «Пятому Кругу».
В своем самомнении и надменности и в своей привычке материализировать каждое метафизическое понятие и термин, не уделяя места восточной метафоре и аллегории, восто-коведы сделали мешанину из индусской экзотерической философии, а ныне теософы поступают так же, что касается до Эзотерических Учений.
Отсюда следует, что те личности, которые, подобно Конфуцию и Платону, принадлежали психиче-ски, умственно и духовно к высшим планам эволюции, были в нашем Четвертом Круге тем, чем средний человек будет в Пятом Круге, человечество которого, следуя предначертанной эволюции, будет несравнимо выше, чем наше настоя-щее человечество.
Так как автор этого замечания был сам, как он признается, таким «неподготовленным умом» в Оккультизме, то его собственные выводы и его лучшее знание современных астрономических теорий, нежели архаических доктрин, за-ставили его совершенно естественно и не отдавая себе отчета, сделать несколько ошибок, скорее в деталях, нежели в «широком правиле».
Среди таких была «Тайна Восьмой Сферы» в связи с ее касанием к Луне, и ошибочное утверждение, что две высших Сферы Земной Цепи были двумя, хо-рошо известными нам, планетами: «кроме Земли.
В том же письме невозможность эта определенно подтверждена одним из Учителей, автору «Эзотерического Буд-дизма»: «Постарайтесь понять, что вы ставите мне вопросы, относящиеся к высочайшему Посвящению;
Физическая наука может предоставить, хотя еще очень недостоверное, свидетельство, но лишь того, что касается до небесных тел на том же плане материальности, что и наша Объективная Вселенная.
Как это определенно утверждается в одном из многочисленных писем Учителя г-на Синнетта: «существуют другие и 188] бесчисленные Манвантарические Цепи Сфер-миров, на которых обитают разумные Существа, как в нашей Солнечной Системе, так и вне ее».
Автор «Эзотерического Буддизма» понял это хорошо, когда он писал, что таковы «тра-диционные методы учения.
С самого начала было заявлено и с тех пор повторно утверждалось: 1) что ни один теософ, ни даже принятый ученик, уже не говоря о светских учениках, не может ожидать, чтобы сокровенное Учение было вполне объяснено, прежде чем он безвозвратно не отдаст себя Служению Братству, и не пройдет, хотя бы через одно По-священие, ибо никакие цифры и числа не могут быть выданы миру, так как цифры и числа являются ключом к Эзотери-ческой Системе.
Эти возражения, основанные на чрезвычайно науч-ных и настолько же поверхностных рассуждениях, доказывающих полезность примирения Эзотерических теорий с умозрениями современной науки, были написаны молодым теософом, как предостережение против «Тайной Доктри-ны», и касались настоящего вопроса.
Если только не будут оставлены попытки примирить непримиримое – то есть, метафизические и духовные науки с физической или естественной философией, слово «естественной», будучи для них (ученых) синонимом той материи, которая доступна познаванию их телесных чувств – никакое продвижение, не мо-жет быть, действительно, достигнуто.
Наш Земной шар, как говорилось с самого начала, находится в самом низу нисходящей дуги, где материя наших познаваний выявляется в своей наигрубейшей форме.
Наша планета (так же как и все видимые нами) приспособлена к особому состоянию ее человечества, состоянию, которое позволяет нам видеть невооруженным глазом небесные тела, 190] единосущные с нашим земным планом и субстанцией, так же как их соответствующие обитатели, обитатели Юпи-тера, Марса и других, могут видеть наш маленький мир;
Не пытайтесь раскрыть тайну Бытия и Не-Бытия тем, кто не в состоянии видеть скрытый смысл семиструнной лиры Аполлона, лиры лучезарного бога, в каждой из семи струн которой пребывает Дух, Душа и Астральное Тело Космоса, и лишь оболочка которого находится сейчас в руках современной науки.
«Представим себе», писал тот же Учитель-Махатма своим двум «светским ученикам», как Он называл автора «Эзотерического Буддизма» и другого джентльмена, его соученика в течение некоторого времени – «представим себе, что наша Земля является одной из группы семи планет или обитаемых миров.
Даже учение о семеричном строении звездных тел и Макрокосма, – от которого происходит семеричное под-разделение микрокосма или человека – было до сих пор среди самых эзотерических.
Как это указано в одном из теософических журналов , разоблачение всей системы космогонии не только не было в предположении, но даже возможность этого ни на минуту не допускалась 192] в то время, когда несколько отрывочных сведений были скупо выданы в ответ на письма автора «Эзотерического Буддизма», в которых он выдвинул множество вопросов.
Они, как бы душа, члены и ум спящего человека, способного на механические движения, хаотиче-ские сны и даже на хождение во сне и производящего даже видимые следствия, но стимулированные лишь инстинктив-ными, но не разумными причинами и менее всего вполне сознательными духовными импульсами.
Но если ключ к этим учениям не будет дан через Атма-Видья, они навсегда останутся отрывками обкромсанного учебника, подобно слабым отражениям великих Истин, тускло ус-матриваемых самыми духовными, но искажаемых вне всякой пропорции теми, кто хотели бы пригвоздить к стене каж-дую тень.
Чтобы вполне усвоить этот процесс, так же как и процесс рождения Сфер-миров, оба они должны быть рассмотрены гораздо больше в их метафизическом аспекте, нежели с так называемой статистической точки зре-ния, вовлекая цифры и числа, которые редко разрешается выдавать на широкое пользование.

<< < [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29/329][30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] > >>


Предыдущая статьяСодержание Следующая статья



Copyright © 2004 Berkan

Ukraine, Odessa